Наверх

Чайная посуда

Когда спрашивают: «Зачем нужна хорошая посуда для приготовления чая?» Ответ прост: её отсутствие позволяет готовить невкусный чай, неприятный чай. Отсутствие знаний о приготовлении чая в хорошей посуде, в результате, позволяет потреблять чай-напиток одноразовых пакетиков и всего лишь мечтать о чае-переживании, возвращающему к земле, воздуху, воде – в мир природы, с которой мы все составляем одно целое.

Что необычного и нового мы находим в традиционной китайской чайной посуде? Прежде всего, материальное выражение сохранённого мировосприятия и мироощущения: человек с Небом и Землёй составляет единое целое, и он откликается на перемены, свершающиеся на Небе и в Земле. Кроме этого, многие закономерности перемен осознаны и претворены в народной медицине, быте, религиях, управлении обществом. А самое главное, не преувеличение значения формы и принятие спонтанных изменений мира: после приобретения красивого чайника или чашки, когда приходит понимание, что они - лишь сконцентрированные вдохновением мастера крупицы окружающего мира, сутью которого является данная возможность быть. И к этому пониманию, отчасти могут подвести чай и чайная посуда.

Помимо этого, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в век синтетических материалов, компьютерных технологий и создаваемой ими виртуальной реальности, прикосновение к природным материалам и формам, даже той самой чайной посуды, позволяет пробудить забытое, дремлющее восприятие и видение. Другое восприятие и видение способны привести к новым творческим решениям в любой из сфер деятельности. Не исключено, что наблюдаемый рост интереса к «восточной» теме обусловлен неосознанным стремлением к вытесненному, забытому в Западной цивилизации городов единству с природой. Искомое потерянное, отчасти, присутствует в пластике китайского фарфора, изделиях из исинской глины, в пластике резьбы по нефриту, крое традиционной китайской одежды. Также не исключено, что растущий интерес к «восточной» пластике сможет прорастить интерес к «своей» традиционной славянской культуре, которая перекликается с восточной (например, китайской) не только проявлением форм, но и внутренним содержанием.

Нам часто приходится слышать, произносить слова: «фаянс», «фарфор», «керамика». Что эти слова обозначают? Обратившись к «Словарю иностранных слов» обнаружим, что слово «фаянс» - французского происхождения. «Фаэнца» – так французы называли итальянский город, где производились керамические изделия. «Фарфор» – персидское слово, обозначающее скомбинированную минеральную массу из высокосортной глины с примесями кварца, полевого шпата, которая после двойного обжига проявляет такие свойства как тугоплавкость, огнестойкость, водонепроницаемость, кислотоупорность; покрытие глазурью, придаёт изделию высокие эстетические свойства. «Керамика» – от греческого слова «керамос» – глина, как общее название всех видов изделий из обожженной глины. Итак, все эти слова обозначают минеральную массу того либо другого состава – глину - поддающуюся пластической обработке и после обжига проявляющую спектр свойств, используемых художниками, ремесленниками для создания изделий, обладающих разной степенью эстетической ценности.

Особенно высоко ценятся изделия из белой китайской и бело-серой глины с высоким содержанием продуктов окисления алюминия и кремния. Приготовленная порошкообразная масса плавится при температуре 1750 градусов. Залежи самой лучшей по составу такой глины находятся в местности Гаолин посёлка Цзиндэчжень в провинции Цзянси. Поэтому глина, из которой получаются тонкостенные изделия разных белых оттеков - от снежного и оттенка топленого жира до оттенков цветов персика и слоновой кости - получила название «каолин», по названию места добычи.

Другим наиболее ценимым органическим материалом в Китае, аналогичным каолину, считается вид глины, добываемой из горы Хуанлун, что находится в окрестностях местности Исин в провинции Цзянсу. Эта глина, точнее, её окаменелости характеризуются высоким содержанием окисей железа. В её составе также присутствуют элементы продуктов окисления кремния, кальция, магния, марганца, калия, а также каолин, кварц, слюда. Так как ископаемая глина обладает великолепными свойствами и сложным сиренево-фиолетовым оттенком с пепельным налётом, то для обозначения её цвета был избран иероглиф «цзы» – фиолетовый, пурпурный. Чайники из этого материала называют «цзыша ху» – «чайники фиолетовой глины».

Так как в традиционном китайском обществе иероглиф «цзы» - «фиолетовый» – это обозначение царственного ранга, то он в сочетаниях с другими иероглифическими знаками, например, «цзы цзиньчэн», «цзы фу», «цзы фан» – «фиолетовый запретный (императорский) город», «пурпурный дворец», «покои императрицы» – напоминает образованному человеку о высоком, царственном положении обозначенных мест. В отношении описания цветового оттенка глины, если быть корректным, нужно уточнить, что иероглиф «фиолетовый» лишь условное описание органического цвета. Органические цветовые оттенки не яркие, броские, а более сложные.

Такая глина залегает глубоко. Чтобы получить 100 кг «чистой», готовой к работе «цзы ни» – «фиолетовой» глины, нужно переработать природного сырья до 1000кг. Поэтому, такой природный материал дорогой, и изготавливаемые из него чайники для заваривания чая не дешёвые. В Китае их покупают лишь понимающие толк в природных материалах. Традиционно «цзы ни» подготавливали к работе следующим образом. После добычи «цзы ни», её на несколько месяцев оставляют под открытым небом, затем дробят, чтобы подготовить к помолу на каменных жерновах. Далее следует стадия просеивания, повторяющаяся до 60 раз. Потом замачивают. Для работы отбирают верхний слой, как наиболее клейкий. Затем отобранную массу формуют и многократно отбивают деревянными молотками, после чего она готова к изготовлению чайников, чашек. Многие современные стадии обработки механизированы, но Мастера ещё сохраняют традицию. Такая масса не требует добавок для повышения эластичности и клейкости. Конечный продукт не нужно обливать глазурью, предохраняя этим от соприкосновения с водой. Важна и температура обжига изготовленных предметов, от 1100 до 1200 градусов. Несоблюдение температурного режима обжига для каждого вида глины ведёт к потере упругости структуры, и как результат – трещины и непригодность к использованию.

В местности Исин несколько месторождений. Глубина залегания пород глины разная, химический состав пластов тоже разный - всё это в конечном итоге даёт разные по пропорциональному соотношению составы глины. В течение последних 20 лет интенсивно развиваются технологии составления смесей составов, получения цветовых оттенков, что в конечном итоге удешевляет конечный продукт и делает его доступным широкому кругу потребителей. С сохранением традиционных форм, всё больше предлагается новаторских решений, нередко эклектических и часто интересных пластических решений. Но несмотря на моду времени, влияние традиции велико, Мастеров не мало, и возрастает число ценителей «скупой естественности».

Исторически, формы посуды древних культур, выходившие из-под рук гончаров, несли в себе мировоззренческий аспект, связанный с чувственным восприятием мира. Эту особенность особо ярко сохранила в себе чайная посуда нового Китая, Кореи, Японии, несущая в себе печать непрерваной традиции Поднебесной старины. Чайники, чашки, пиалы, подставки, подносы - все различные формы как слепок душевных состояний Мастеров, следы эстетических предпочтений эпох. Дошедшее до нас разнообразие форм – богатейший материал не только для искусствоведческих изысканий, но и для прикосновения к прекрасному за таким повседневным занятием как чаепитие.

Чтобы чай как вкусный напиток состоялся, кроме мягкой воды, хорошего чая заварки, нужна хорошая посуда. Для каждого вида чая, исторически сложилось, предназначена своя посуда, выявляющая и подчёркивающая цветовые свойства напитка, ароматические и вкусовые. Обычно в домашних условиях используется 1-2 вида чая, а у эстетов, для каждого вида чая – своя посуда (чайные чашки, заварочный чайник).

Условия чайного дома или комнаты позволяют наиболее изысканно и утончённо организовать сочетания форм, видов посуды, цветовых оттенков, что в свою очередь зависит от уровня владельца чайной комнаты или чайного дома.

вернуться в раздел